Содержание статьи
Как сделать отопление в гараже своими руками интересует многих владельцев. Автолюбители хорошо знают, что такое холодный гараж для автомобиля: двигатель заводится плохо, масло замерзает, а проведение ремонтных работ превращается в сплошное мучение.
Помочь избавиться от этих проблем может решение вопроса, как сделать своими руками отопление в гараже, что и предлагает узнать из этой статьи.
Особенности отопления гаража
В гараже хранятся комплекты колес, горючие и смазочные материалы, промасленная ветошь, часто различные строительные материалы, способные воспламениться даже от малой искры. К тому же строения бывают расположенными бок о бок с другими, и возгорание в одном из них, может создать аварийную ситуацию во всем гаражном кооперативе.
Это требует соблюдения особых правил при устройстве системы отопления в таких помещениях.
К ним относятся:
- Обеспечение безопасности.
- Система отопления должна рассчитываться на работу в режиме автоматики, иметь надежную блокировку при возникновении аварийных ситуаций.
- Конструкция иметь надежность, устойчивость к резким перепадам температур окружающей среды и перебоям подачи электроэнергии.
- Отопление помещения должно быть по возможности экономным. Большая цена вряд ли удовлетворит хозяина гаража.
Совет: Для соблюдения всех правил необходимо, чтобы тепловые потери в гараже были минимальными, что требует его хорошего утепления. При невыполнении этих условий или выполнении их частично, отопление гаража будет применяться для обогрева окружающей среды.
- Достаточно если в гараже будет поддерживаться положительная температура, что позволит легко заводить автомобиль и создавать в помещении минимальный уровень влажности. Здесь вполне достаточно, если температура будет в пределах от +5ºС до +10ºС.
Как выполнить автономное отопление гаража
Устройство отопления необходимо начинать с теплоизоляции гаража (см. Как утеплить гараж [8]). При капитальном, отдельно стоящем гараже, технология работ классическая: берется минеральная вата, пенопласт, или какой-либо другой материал для наружного утепления.
Если снаружи теплоизолировать гараж нет возможности, придется это делать изнутри. Помимо стен, утепляются и ворота, исключив при их закрывании наличие щелей.
К теплосети подключить гараж можно только в единичных случаев. Поэтому здесь обычно устраивается автономное отопление.
В него входит:
- Генератор тепла, состоящий из:
- печки для отопления помещения;
- электронагревателя.
- Излучатель тепла. К нему относятся:
- газовая горелка;
- ТЭН;
- батареи отопления.
- Системы передачи тепла включают трубы:
- воздушные;
- водяные.
Самый простой вариант – отопление гаража печкой типа «булерьян». Это более современный тип «буржуйки» (см. Буржуйка для гаража: делаем своими руками [9]), наиболее экономичный вид отопления. Общий вид устройства показан на фото.
Принцип работы агрегата заключается в следующем:
- Топливо сгорает в небольшой камере.
- Разогревается ее металлический корпус, огибающий вваренные в него изогнутые трубки или конвекционные каналы.
- В них нагреваясь, воздух поднимается вверх, отбирает тепло у корпуса, что охлаждает конструкцию, а воздух нагревается намного эффективнее. Он в данном случае является системой теплопередачи.
Минусом булерьяна служит не очень равномерное распределение температуры по всему объему помещения, недостаточный прогрев внизу.
Как устроено водяное отопление
Водяное отопление в гараже, выполненное своими руками, бывает:
- С одной трубой. В этом случае теплоноситель или вода поступает последовательно во все радиаторы, и возвращается к нагревателю. Такая система требует меньше затрат на трубы, у нее постоянная скорость и напор теплоносителя.
Отрицательным моментом в устройстве является разная степень нагревания радиаторов: от яруса к ярусу и от первого к последнему она снижается. Но для гаража это не слишком существенно.
При установке теплогенератора ярусом ниже батарей, например, в подвале, для циркуляции воды специального оборудования не требуется.
Вода при нагреве расширяется, а при температуре выше 40 °С воздух начинает резко выделяться из нее. Такая разность давлений приводит к движению воды по трубам.
Но при расположении теплового оборудования на одном этаже, что часто случается в гаражах, так не получается. В этом случае следует применять отопительный насос.
Для компенсации расширения и поддержания давления в системе, в ее самой верхней точке подсоединяется расширительный бак.
- С двумя трубами. Здесь вода подводящей трубой распределяется между всеми батареями, а затем собирается в отводящую трубу. Такую систему имеет смысл устраивать в достаточно большом гараже. Основной положительный эффект ее — одинаковый нагрев сразу всех радиаторов, если их не много, преимущество теряется.
Отнести можно к водяному отоплению и устройство водяного теплого пола, представляющее собой змеевик, выполненный из трубы и уложенный на свободных участках площади пола гаража.
Его конструкция очень простая, но устраивать такой пол в гараже следует лишь при строительстве или капитальном ремонте. Это связано с тем, что рабочая часть теплообменника должна заливаться бетоном.
Недостатком в устройстве такого отопления для гаража является его периодическая работа, что при достаточно длительном отсутствии владельца может привести к размораживанию системы, и вода, имеющаяся в трубах, их просто разорвет.
В таком случае следует:
- Уходя каждый раз, сливать из системы воду.
- Использовать антифриз, но только не автомобильный. Для такой системы отопления гаража выпускаются специальные антифризы, в основе которых пропиленгликоль или глицерин, не приносящие вреда трубам и радиаторам.
Совет: При использовании антифриза герметизировать соединения паклей нельзя. Он очень текуч и не дает пакле разбухать, что происходит от воды и тем самым соединение дополнительно уплотняется. Нужно применять герметик и сантехническую ленту.
- Трубы выгоднее всего использовать пластиковые. Они дешевле металлических, достаточно надежные и не подвержены коррозии.
- В случае применения антифриза радиаторы следует брать те, для которых он предназначен.
Как устроить воздушное отопление
Перед тем, как в гараже сделать отопление воздухом следует приобрести:
- Вентиляционный канал, который рассчитан на определенную температуру.
- Теплообменник, предназначен для отбора тепла у печи.
- Вентилятор, обеспечивающий движение воздуха.
Совет: Самым эффективным решением является подача воздуха от теплогенератора вниз. В этом случае воздух из проложенной магистрали, при подъеме будет прогревать стены.
Процесс передачи тепла происходит следующим образом:
- В системе по периметру прокладывается воздуховод, в который врезаны решетки для вентиляции, из них и будет выходить теплый воздух.
- При применении печи, работающей на отработке, пластмассовые трубы вблизи теплообменника ставить нельзя, они, скорее всего, расплавятся.
Производительность вентилятора от 300 до 1000 куб. м/ч, что зависит от объема гаража. Подогревать воздух можно и электрическим тепловентилятором, но в этом случае увеличиваются намного затраты.
Какие существуют альтернативные способы отопления
Были рассмотрены общие схемы, по которым делается отопление в гараже. Как сделать альтернативное отопление?
К таким методам можно отнести энергонезависимые и энергосберегающие технологии.
Например:
- Вентиляция с использованием теплообменника.
Такая система позволяет притоку свежего воздуха выходить из теплообменника, здесь тепло забирается из внутреннего устройства, выходящего наружу, что позволяет снижать до 30-40% затраты на отопление.
- Солнечный коллектор, который позволяет подогревать воздух в гараже за счет солнца даже в холодное время.
Как сделать отопление своими руками в гараже, схемы, которые могут использоваться для этих целей, хорошо показывает видео.