Гаражный бокс: нормативы на проектирование и строительство

Содержание статьи

Общественные гаражи чаще строят по типу боксов
Общественные гаражи чаще строят по типу боксов

Многих автовладельцев — особенно тех, которые пока не обзавелись тёплым местечком для своего «боевого коня», интересует: чем отличается гараж от бокса, и существуют ли строительные нормы на их возведение? Есть вопрос, то и ответ на него должен быть.

Поэтому инструкция, предложенная вниманию читателя, не только даст разъяснения по используемой терминологии, но и подскажет, на что обращать внимание при строительстве или покупке такой недвижимости. Для полноты информации, предлагаем к просмотру видео: «Проекты гаражных боксов».

О чём говорится в правилах

Вообще-то, в строительных нормах такого понятия как бокс-гараж не существует. Все площадки и сооружения, предназначенные для хранения автотранспорта, в своде правил СП 113.13330*2012, который является актуализированной редакцией СНиП 21.02*99, именуются «стоянками». Давайте рассмотрим, что это за документ, о чём в нём говорится, и на что он распространяется.

Разбираемся в определениях

Прежде, чем искать ответ на вопрос: что такое бокс, давайте изучим классификацию стоянок для автомобильного транспорта. Сразу отметим, что данный свод правил не распространяется на устройство гаражей, в которых будет производиться ремонт или техобслуживание автомобилей. Сюда так же не относятся стоянки для транспорта, перевозящего опасные: ядовитые, взрывчатые и радиоактивные вещества.

Обратите внимание! Под определением «стоянка автомобилей» может скрываться:

  • Открытая автостоянка;
  • Крытый паркинг;
  • Подземная парковка;
  • Гараж-стоянка или просто гараж.

Соответственно, это может быть сооружение, здание или же их часть, и даже открытая площадка. Вариантов исполнения множество. Гаражи могут располагаться обособленно; быть встроенными или пристроенными; наземными и заглублёнными – и даже плавучими.

Что называют боксом

Гаражом можно назвать любое помещение, сооружение или постройку, приспособленную для хранения и эксплуатационного обслуживания автомобилей. По варианту строительства, автомобильные стоянки закрытого типа могут быть капитальными и быстровозводимыми.

Что такое капитальный гараж, а что представляет собой модульный вариант:

  • Когда постройка возведена по всем правилам строительства — на фундаменте (см. Какой нужен фундамент для гаража: определяем и делаем), с капитальными стенами и крышей, то и гараж называют капитальным.
  • Если же это лёгкая металлическая конструкция, обшиваемая унифицированными панелями, которая легко может быть демонтирована – гараж называется модульным. Построить данный вариант своими руками проще всего, однако такой гараж не может считаться недвижимым имуществом.
  • Крытая стоянка, предназначенная для хранения одного автомобиля, или нескольких, принадлежащих одному владельцу или семье — это просто гараж.

А вот если такой гараж, объединив средства, построили на границе своих участков два соседа, разделив постройку капитальной перегородкой, то каждый её отсек, в котором устроена стоянка, вполне можно считать боксом.

Тогда что это такое – бокс?

Обратите внимание! Если следовать логике, то боксом, как таковым, называют изолированный отсек в более обширном помещении. Применительно к гаражам, чтобы получить бокс, постройку большой площади делят на отсеки глухими перегородками. Вот в этом и есть отличие гаража от гаражного бокса.

Является ли гаражным боксом место на паркинге? Стоянки, в которых места под легковой или грузовой транспорт разделены лишь визуально, или обычные парковки, предназначенные для кратковременного хранения автомобилей, под понятие гаражного бокса не подпадают.

Общие требования к строительству гаражей

Строительство гаражных боксов, как и любое другое задние, требует наличия проекта. Его заказчиком чаще всего является ГСК — гаражно-строительный кооператив или товарищество.

Определив число машино-мест на будущей стоянке, заказчик выдаёт проектной организации задание на проектирование. Сам проект может выглядеть примерно как на приведённом ниже фото.

Проект гаражного бокса
Проект гаражного бокса

Особенности проектирования

Если проектируется многоуровневое сооружение, то плоскую эксплуатируемую крышу, если над ней нет навеса, за этаж не считают. Если навес предусмотрен, то этот уровень будет считаться полноценным этажом – но только при условии, что он будет обеспечен эвакуационными выходами, и оснащён противопожарным трубопроводом в виде закольцованных сухотрубов.

Паркинг на крыше в мегаполисах не такая уж редкость
Паркинг на крыше в мегаполисах не такая уж редкость
  • Размеры машино-места принимаются не только в зависимости от габаритов автомобилей, но и исходя из соображений безопасности – в первую очередь противопожарной. В зданиях, полностью ориентированных на устройство стоянок автомобилей, могут быть предусмотрены и другие помещения: служебные, инженерно-технические, санитарные, вспомогательные – типа мойки, кассы, лифта или КПП.
  • Размеры и места размещения этих помещений, опять же определяются заказчиком, и включаются в задание на проектирование. Никаких магазинов, ларьков и прочих торговых помещений на стоянках автомобилей быть не должно. А те помещения, которые разрешены, должны быть отделены от боксов противопожарными перегородками.
  • Основным отличием стоянок боксового типа, является тот факт, что машино-места в них отделяются друг от друга глухими перегородками. Но есть так же и стоянки манежного типа, в которых отведённые под автомобили места отделяются сетчатым ограждением.
Гаражные стоянки манежного типа
Гаражные стоянки манежного типа
  • Тут главное, чтобы материал ограждения был негорючим. Однако полноценным боксом такое машино-место считаться не может. Что в боксах, что в манежах, согласно правилам 113.13330, допускается полное отсутствие естественного освещения.

Обратите внимание! Газобалонные автомобили не могут храниться там же, где и машины, работающие на жидком топливе.

  • Для них строят отдельные сооружения класса С0 по огнестойкости — самый высокий класс.
  • Под автомобили, оборудованные газовым баллоном, разрешается только отводить отдельную стоянку на верхнем этаже паркинга (на крыше).
  • В цокольных и подземных гаражах, а так же в боксах, которые не имеют индивидуального выезда на улицу, хранить такие автомобили запрещается.

При несоблюдении данных правил, цена вопроса может оказаться слишком высокой.

В остальном, требования к гаражам и гаражным боксам можно сформулировать так:

К чему предъявляются требования Ищем ответ в своде правил
Гараж, бокс: высота помещений Высотой гаража или бокса считается расстояние от поверхности пола, до поверхности ближайшей выступающей строительной или  инженерной конструкции под потолком.

При проектировании таких помещений, учитывается высота самого высокого автомобиля, который сможет там размещаться, плюс 20 см запаса. Однако меньше 2м она быть не может!

Уклон полов В многоярусных гаражных зданиях, уклоны полов и трапов предусматриваются с таким расчётом, чтобы не допустить растекание топлива и других рабочих жидкостей на нижние этажи.

Если наклонными являются сами перекрытия, то уклон не должен превышать 6%. Их покрытие обязательно должно быть устойчивым к агрессивным воздействиям нефтепродуктов.

Количество этажей Количество уровней для автомобильных стоянок тоже ограничено. В подземных сооружениях не должно быть больше пяти ярусов, а в наземных – больше девяти этажей. У наземных многоэтажных стоянок, цокольный этаж тоже считается в общее количество этажей.

В гаражных зданиях, имеющих спиральный пол, этажом считается каждый виток спирали. Там, где есть полуэтажи, количество этажей считается как половина количества полуэтажей.

Число выездов Количество рамп и въездов, в таких стоянках определяется по сумме количества автомобилей, располагаемых на всех этажах, кроме первого.
Устройство боксов в многоярусных зданиях Глухие стены и перегородки затрудняют проветривание. Поэтому, устройство изолированных боксов в многоэтажных паркингах не допускается. Для заполнения проёмов между машино-местами должна использоваться сетка или жалюзи.

Заключение

Особое внимание при проектировании капитальных закрытых стоянок, уделяется противопожарной безопасности:

  • Если все боксы оборудованы автоматически срабатывающими модулями для тушения пожара, то в здании допускается не предусматривать противопожарный водопровод.
  • Когда водопровод всё же есть, а в здании располагается не менее 50 боксов, то сеть подачи воды должна быть автономной, а не зависеть от других инженерных систем.
  • Во всех гаражных стоянках, в которых имеется более пяти изолированных боксов; в зданиях в два и более этажа; во всех подземных паркингах, должна быть предусмотрена автоматическая система пожаротушения.

Если же все боксы гаражные имеют индивидуальный выезд на улицу, то при проектировании допускается обойтись и без сигнализации, и без системы автоматического пожаротушения.


В избранное
Распечатать

Отзывы и комментарии


Комментировать
Ваша оценка статьи: