Яма в гараже: как правильно сделать

Содержание статьи

Яма гаражная
Яма гаражная

Гаражные ямы устраиваются для облегчения проведения периодического осмотра и ремонта своего автомобиля. Достаточно много мелких ремонтных работ владельцы авто делают своими руками, не обращаясь за услугами на СТО.

Это может быть замена масла, осмотр днища кузова и другие операции, которые требуют наличия смотровой ямы. Как правильно сделать яму в гараже поможет эта статья.

Особенности сооружения

Перед тем, как сделать яму в гараже следует все тщательно взвесить. Это достаточно дорогое удовольствие, со своими положительными и отрицательными свойствами.

К преимуществам устройства можно отнести:

  • Возможность выполнения своевременного профилактического осмотра своего автомобиля.

Конструкция авто такая, что большое количество важных технических узлов расположены под его днищем. Гараж с ямой своими руками значительно облегчит к ним доступ.

  • Экономятся время и средства при проведении обслуживания машины.

Недостатками сооружения являются:

  • Наличие риска подтапливания гаража.

Если не правильно продумано, как выкопать яму в гараже, без учета особенностей грунта и уровня подземных вод, могут возникнуть проблемы. При размещении подземных вод выше, чем 2,5 метра от поверхности земли, яма будет подвергаться их пагубному воздействию. В этом случае следует обустраивать дренажную систему, но если гараж уже построен, то цена такого мероприятия будет достаточно высокой.

  • Это сооружение является источником конденсата.

Гаражная яма своими руками для осмотра авто в любом случае будет источником влаги, особенно в отапливаемом гараже (см. Отопление в гараже в различных вариантах). При расположении автомобиля постоянно над смотровой ямой, днище покрывается конденсатом, что приводит к появлению ранней коррозии кузова.

Совет: При сооружении смотровой ямы в гараже следует большое внимание уделять соблюдению строительных норм и правил, позволяющих создать нормальные условия для хранения машины в этом гараже.

Как провести расчет конструкции

По конструктивным особенностям смотровая яма бывает:

Устройство лестницы в смотровой яме
Устройство лестницы в смотровой яме
  • Лежачим вариантом, когда пребывание в яме может быть лишь в лежачем положении.

Все эти варианты имеют различные модификации ям.

Размеры стандартной конструкции зависят от:

  • Количества людей, работающих в ней одновременно.
  • Размеров гаражного помещения.
  • Типа авто и прочей техники, хранящейся в гараже.

Для размещения нескольких автомобилей делаем яму в гараже в классическом варианте с размерами:

  • Ширина — от 750 до 1000 миллиметров. При этом учитывается расстояние между колесами авто и возможные его модификации.
  • Глубина – от 1,7 до 2 метров. Этот параметр зависит от роста владельца гаража и выбирается с учетом удобства проведения ремонтных работ.
  • Длина — от 1,6 до 3 метров, что зависит от размеров автомобиля, который будет храниться в гараже. В помещениях, имеющих большую площадь, можно сделать стационарные ступеньки для спуска в яму, при экономном варианте устраивается приставная лестница.

Совет: Перед тем как в гараже сделать яму, выполняется ее планировка, с учетом индивидуальных особенностей строения, они могут повлиять на определение размеров и конфигурации ямы, продумывается зонирование будущего строения.

Яма выкапывается с припусками по всему периметру примерно сорок сантиметров, а по высоте до двадцати. При устройстве утепления стен, размер ямы следует увеличить на величину утеплителя.

Для удобства проведения ремонта автомобиля и размещения в яме различных инструментов, приспособлений, предусматриваются ниши по длине стен. Для обеспечения техники безопасности следует сделать крышку на яму из палубных досок, она же поможет предотвратить попадания на днище авто дополнительной сырости.

Как сделать смотровую яму

После решения о необходимости в гараже смотровой ямы, определения ее размеров, составления проекта, можно приступать к работе. Перед тем как залить яму в гараже, выполняется разметка и рытье котлована.

Затем:

  • На дно ямы засыпается гравий, слоем до 10 сантиметров и тщательно утрамбовывается.
  • На гравий укладывается сухой песок, слоем до пяти сантиметров.

Совет: При обустройстве ямы, с наличием влажного грунта, на песок следует положить достаточно толстый слой жирной глины, а затем засыпать ее гравием. Глина будет играть роль гидроизоляции.

  • Глиняную массу рекомендуется смешать с отходами переработки нефтяных масел.
  • Сверху слоя из глины укладывается полиэтиленовая пленка.
  • Заливается бетон с его армированием.
  • Можно сделать и подвесной пол, но уже после выполнения бетонирования стен, при их затвердевании. Перед тем как сделать в гараже яму с таким полом, сначала кладется обрешетка-основание, затем она накрывается деревянным настилом. Однако такой пол в яме обустраивать можно лишь на участках, где сухой грунт.

Как обустроить стены ямы

Если сами делаем яму в гараже, видео подскажет как правильно обустроить стены.

Для этого:

  • Вся площадь стен обмазывается глиной.
  • Гидроизолируется полиэтиленом.
  • После полного отвердевания бетонной заливки, по всему периметру ямы сооружается съемная опалубка. При этом ее отдельные элементы скрепляются распорками и подкосами.

Совет: Для увеличения прочности конструкции ямы, укрепления ее стен следует использовать сетку-рабицу.

  • Пространство, которое образуется между опалубкой и стенами, заполняются раствором, состоящим из бетона и заполнителя.
  • Бетонная укладка в процессе работы тщательно утрамбовывается.

Лучшим вариантом, для более качественного сооружения стен ямы, является использование рамы.

Для этого:

  • Сооружается она самостоятельно из строительных уголков или швеллера.
  • Крепится рама внутри опалубки, сажается конструкция на предварительно встроенные в стены анкеры. Ориентироваться при этом необходимо по отметке уровня пола гаража.

Эта рама будет являться и средством безопасности: она предохранит колеса автомобиля от въезда в смотровую яму.

  • Опалубка снимается не ранее, чем через 14 дней.
  • Яма на один месяц остается «в покое», чтобы бетон набрал полную прочность и окончательно затвердел.

Еще одним распространенным вариантом отделки смотровой ямы является кирпичная кладка.

Совет: Если бетон или кирпич покажутся достаточно дорогостоящими материалами, используется более дешевый вариант. Можно яму выстелить рубероидом, а затем обшить промасленными досками или установить плоский шифер.

При неуверенности в уровне, на котором залегают подземные воды, вырывается котлован и оставляется на некоторое время. Таким образом, можно определить мощность гидроизоляционного слоя: достаточно в этом случае заглянуть на дно вырытого котлована.

После проведения всех мероприятий делается финишная отделка.

Какие берутся материалы для гидроизоляции смотровой ямы

Лучшим способом гидроизоляции смотровой ямы, при высоком уровне грунтовых вод — это кессон в яме гаража.

Такое устройство может быть:

  • Металлическим.
  • Пластиковым.
  • Бетонным.
Кессон в яме в гараже
Кессон в яме в гараже

Для гидроизоляции смотровой ямы существует достаточно большой выбор материала, дорогого или дешевого. Какие из них обеспечат надежную защиту конкретному сооружению сразу сказать очень непросто. В этом случае следует оценить в совокупности все факторы и выбрать оптимальный вариант.

Это может быть:

  • Проникающая гидроизоляция.

Такая смазка наносится на сырую поверхность. Ее не сложно сделать самостоятельно. Действие покрытия заключается в глубоком проникновении средства в поры бетона или кирпича, в результате чего накапливание воды в таких материалах блокируется, и жидкость не станет просачиваться в саму смотровую яму. Проникающая гидроизоляция применяется при внутренних работах.

  • Полимерные мембраны.

Это считается самой надежной гидроизоляцией, но стоимость ее довольно большая, в этом случае без практических навыков и специального оборудования при спаивании кусков мембраны обойтись нельзя. Мембраны могут быть:

  1. многослойные, толщиной до 3,1 миллиметра;
  2. однослойные, толщиной от 1,5 до 2 миллиметров.

Такая гидроизоляция может прослужить столько же, сколько будет эксплуатироваться и сам гараж.

  • Битумная гидроизоляция.

Это наиболее дешевый способ защиты от проникновения влаги. Такие материалы производятся на основе битума, изготавливаются в рулонах, что хорошо облегчает процесс их монтажа.

В этом случае гидроизоляцию следует укладывать внахлест примерно в 15 сантиметров. Стыки в обязательном порядке проклеиваются при нагревании или склеивании специальными растворами. Самыми распространенными материалами, которые представляют битумную гидроизоляцию, являются:

  1. рубемаст;
  2. рубероид;
  3. еврорубероид.

Использовать можно и специальные смазки, изготовленные на основе битума. Срок службы такой гидроизоляции до 20 лет.

Как сделать утепление ямы

Перед тем как построить яму в гараже, продумывается наличие утепления в ней, от этого зависит выбор общих параметров. Это устройство требует наличия оптимальных условий для работы, как и сам гараж.

Помимо этого, надежная теплоизоляция позволяет владельцу помещения избежать дополнительного перерасхода электроэнергии, что поможет сохранить ненужную трату средств.

Оптимальным утеплителем на сегодняшний день является пенополистирол, обладающий такими положительными характеристиками как:

  • Устойчивость к появлению гниения.
  • Хорошая водонепроницаемость.
  • Легкое сцепление с кирпичом и бетоном с помощью клея.

Стены утепляются пенополистиролом марки ПСБ-С-25, пол — ПСБ-С-35. Согласно инструкции пенополистирол укладывается слоем толщиной 50 миллиметров. Покрытие керамической плиткой стен и пола смотровой ямы, отлично справляется с такими неприятностями, как проникновение влаги и всякого рода химии.

Какое освещение сделать в яме

Светильники для ямы в гараже
Светильники для ямы в гараже

Для качественного и добросовестного осмотра днища автомобиля необходима подсветка в яме гаража. По строительным нормам напряжение в яме должно не превышать 36В.

Совет: В строительной яме нельзя устанавливать розетки. Это будет нарушением техники безопасности, а неблагоприятные условия, могут создать угрозу для жизни владельца помещения.

Освещение в яме можно обустроить при помощи установки специальных светильников (см. Светильники для гаража), можно использовать переносные лампы.

Устройство вентиляции

Устройство смотровой ямы без вентиляции может создать под землей сырость и неприятный запах. Для выполнения вентиляции смотровой ямы потребуется гибкий воздуховод, прокладываемый под землей, а на поверхность выводится примерно на 25 сантиметров выше, чем уровень земли.

Установка специальной защитной крышечки поможет избежать засорения воздуховода. Как выполняется строительство или ремонт ямы в гараже во всех подробностях показывает видео.


Рейтинг:
В избранное
Распечатать

Отзывы и комментарии


Комментарии к статье:
  1. Нико&#

    Я рекомендую всегда держать в яме огнетушитель, а то в случае возгорания, выход может оказаться перекрыт огнем.

  2. Николай Андреев

    Я рекомендую всегда держать в яме огнетушитель, а то в случае возгорания, выход может оказаться перекрыт огнем.

  3. Дима

    Не знаю, я вообще в одном из гаражей яму перекрыл, там у меня вообще гараж простой — земля и яма просто укреплена сваями, чтобы не осыпалась. Как на мой взгляд, один из самых демократических способов — залить бетоном. Так делают все мои знакомые. Я только одного не понял у вас, если яма не закрывается (например досками), то зачем ей вентиляция, она же и так сама по себе открытая ?!

  4. Дима

    Не знаю, я вообще в одном из гаражей яму перекрыл, там у меня вообще гараж простой — земля и яма просто укреплена сваями, чтобы не осыпалась. Как на мой взгляд, один из самых демократических способов — залить бетоном. Так делают все мои знакомые. Я только одного не понял у вас, если яма не закрывается (например досками), то зачем ей вентиляция, она же и так сама по себе открытая ?!

  5. Дени&#

    К яме кстати надо отнестись с ответственностью и не экономить.У меня знакомый вырыл яму и обложил шлакоблоком,а за ним просто засыпал землей.Хотя ему говорили за шлакоблоком залить бетоном.В итоге когда заезжал земля провалилась и выдавила шлакоблок.В итоге еле трактором вытащили.Так что к яме надо отнестись ответственно.

  6. Денис

    К яме кстати надо отнестись с ответственностью и не экономить.У меня знакомый вырыл яму и обложил шлакоблоком,а за ним просто засыпал землей.Хотя ему говорили за шлакоблоком залить бетоном.В итоге когда заезжал земля провалилась и выдавила шлакоблок.В итоге еле трактором вытащили.Так что к яме надо отнестись ответственно.

  7. Влад&#

    Я себе ставил гараж и обязательно что бы с ямой так как не вижу смысла его без ямы . Очень нужная вещь все по месту и удобно и нет проблем с поиском деталей как на эстакаде .

  8. Нико&#

    Дима, на мой взгляд, лучше всего выложить яму из кирпича, если у вас есть такая возможность. Опять же, яма нужно для тех водителей, которые могут самостоятельно ремонтировать своё авто или занимаются ремонтом, как основным способом работы. У меня яма именно кирпичная, а на полу я насыпал немного песка, чтобы капли масла можно было выбросить с этим песком.

  9. Владимир29

    Я себе ставил гараж и обязательно что бы с ямой так как не вижу смысла его без ямы . Очень нужная вещь все по месту и удобно и нет проблем с поиском деталей как на эстакаде .

  10. Николай

    Дима, на мой взгляд, лучше всего выложить яму из кирпича, если у вас есть такая возможность. Опять же, яма нужно для тех водителей, которые могут самостоятельно ремонтировать своё авто или занимаются ремонтом, как основным способом работы. У меня яма именно кирпичная, а на полу я насыпал немного песка, чтобы капли масла можно было выбросить с этим песком.

  11. Тина

    Я согласна с Димой лучше всего выложить яму с кирпича это будет надежнее и прочнее однозначно. мы тоже долго думали что лучше и остановились именно на этом.Построить гараж,который тебе нужен очень сложное дело и непростое поэтому нужно учесть все нюансы и всё в первую очередь разложить по полкам что хочешь ты и что будет лучше. Мне лично эта сатья очень помогла ,всё ясно и просто расписано поймет даже самый далекий.

  12. Тина

    Я согласна с Димой лучше всего выложить яму с кирпича это будет надежнее и прочнее однозначно. мы тоже долго думали что лучше и остановились именно на этом.Построить гараж,который тебе нужен очень сложное дело и непростое поэтому нужно учесть все нюансы и всё в первую очередь разложить по полкам что хочешь ты и что будет лучше. Мне лично эта сатья очень помогла ,всё ясно и просто расписано поймет даже самый далекий.

Комментировать
Ваша оценка статьи: