Народный гараж: суть и итоги реализации программы

Содержание статьи

Многоуровневый народный паркинг
Многоуровневый народный паркинг

Проблема нехватки парковочных мест во многих городах, а особенно в мегаполисах, стоит чрезвычайно остро. Решать ее пытаются различными способами.

В Москве для избавления дворов от засилья автотранспорта была принята программа, по которой должны были быть построены новые народные гаражи с доступной для автолюбителей стоимостью мест.

Описание программы

Стартовавший в 2009 году по решению московских властей проект, названный «Народным гаражом», был завершен в начале 2018 года. Основной целью этого социального проекта было частичное решение проблемы дефицита мест для парковки автотранспорта.

Проблема нехватки парковочного пространства, доступного для автолюбителей Москвы, является чрезвычайно насущной. Эта тема поднимается постоянно.

Вплотную к вопросу создания специального проекта для выхода из положения подошли еще в середине двухтысячных. О старте программы было объявлено в начале 2009 года Юрием Лужковым, бывшим в то время мэром столицы.

Для участия в «Народном гараже» стали приниматься заявки от населения. Первый многоэтажный паркинг был построен и сдан в эксплуатацию в октябре 2009 года в спальном районе Кожухово.

Продажа мест в народном гараже
Продажа мест в народном гараже

Что же представляет собой гараж народный?

Для реализации программы было утверждено несколько вариантов проектов капитальных строений. Каждый из них является многоярусным паркингом высотой от двух до восьми этажей. Количество мест на этаже варьируется от 100 до 500.

Вся площадь ярусов разграничена на отдельные машино-места, перегородок между которыми нет. Габариты парковочного места различаются в зависимости от проекта здания. Минимальная площадь машиноместа в народном гараже составляет 14 квадратных метров.

Изначально властями декларировалась фиксированная стоимость одного места для парковки. Она составила 350 тыс. рублей. В связи с отсутствием высокого спроса на первом этапе реализации программы были прецеденты в двух округах города (СЗАО и ВАО), когда места для парковки были проданы автовладельцам за 299 тыс. руб.

Постепенно от фиксированной цены при реализации машино-мест отошли. Была произведена ее дифференциация, на что влияло местонахождение гаражного комплекса, тип здания, его техническое оснащение, а также местонахождение парковочного места.

Сданные в эксплуатацию комплексы
Сданные в эксплуатацию комплексы

При реализации проекта не обошлось и без конфликтных ситуаций. Протесты граждан вызывало желание занять под размещение многоярусных парковок зон отдыха или спортивных площадок.

Противодействие оказывали и собственники уже установленных капитальных гаражных конструкций, зарегистрированных по всем правилам ракушек или же обладатели парковочных мест на автостоянке. Обвинять их в чем-то сложно, поскольку их собственность подлежала ликвидации, а каких-либо гарантий по выделению мест в построенных паркингах для них не прописывалось. А сумма компенсации за сносимый гараж не позволяла купить машино-место в народном гараже.

Не обошлось и без различных махинаций при строительстве паркингов. Несколько чиновников, занимавшихся реализацией проекта, оказались под следствием.

Открытый народный паркинг
Открытый народный паркинг

Важно! Случались и ситуации, когда дольщикам, заключившим договор и оплатившим требуемую сумму, приходилось подолгу ждать парковочное место из-за срывов сроков строительства объекта.

Процедура покупки машино-места

Расстановка машин в народном паркинге
Расстановка машин в народном паркинге

Застройщиком стала Дирекция строительства объектов гаражного назначения города Москвы. Для приобретения парковочного места автолюбителям были предложены два варианта: долевое участие в строительстве объекта и приобретение машино-места в уже построенном паркинге.

  1. Желающим принять участие в строительстве гаража необходимо было обратиться в префектуру округа, где у застройщика открыто представительство. Там им предлагались поэтажные планы, ознакомившись с которыми, человек мог остановиться на наиболее удобной для него площадке. После выбора машино-места заключался договор на участие в долевом строительстве, и оплачивалась стоимость парковочного места.

При недостатке средств предлагались кредиты в банках, которые сотрудничали с застройщиком. Для оформления льготного кредита со ставкой 9% на покупку места следовало предоставить счет на оплату, в котором была указана полная стоимость. В первую очередь рассматривались заявки от граждан, зарегистрированных в том же районе, где возводился объект.

  1. Для тех, кто не заключал договор долевого участия, предоставлялась возможность приобрести место на аукционах. Если сначала они проходили по старинке, при непосредственном участии претендентов и поднятии табличек своими руками, то, начиная с 2015 года, стала применяться система электронных аукционов.

Процедура участия состояла в следующем: необходимо было оформить электронную цифровую подпись, зарегистрироваться на площадке и получить личный кабинет. Чтобы бороться за машино-место, следовало внести пятую часть от его стартовой стоимости в качестве обеспечения, подать заявку и в назначенный час начать торги. При отсутствии  конкурентов гараж приобретался по стартовой цене.

Причины недостаточно высокого спроса на места в народных гаражах

Изначально проект не пользовался популярностью у москвичей:

  • Цена парковочного места подчас превышала стоимость автомобиля, имевшегося у автолюбителя, и эта сумма была для него неподъемной.
  • Владельцы машин не понимали, зачем им нужно вкладывать деньги в покупку машино-места, когда они привыкли оставлять машину во дворе бесплатно.
  • Многие паркинги построены на значительном удалении от жилых кварталов, а также от остановок общественного транспорта. Зачастую строительство начинали на заброшенном пустыре или в промышленной зоне и у людей не было желания вкладывать деньги, причем немалые, в такой проект.
Паркинг на бывшем пустыре
Паркинг на бывшем пустыре
  • Отсутствие ограждений между машино-местами не позволяет хранить там шины и другие вещи, имеющиеся у каждого автолюбителя. К тому же размещение резины не разрешает инструкция по пожарной безопасности.
Народный паркинг: вид изнутри
Народный паркинг: вид изнутри
  • В некоторые паркинги не слишком удобно заезжать. По оценкам автолюбителей, узкие пространства представляют проблему для маневров неопытным водителям.
Заезд на высокие уровни
Заезд на высокие уровни
  • Открытые гаражи не защищают автомобиль от осадков.
  • Помимо выделения средств, необходимых для приобретения места, ежемесячно требуется оплачивать стоимость его содержания. Сумма различается в зависимости от местонахождения объекта. В среднем каждый месяц требуется перечислять от 500 до 2000 рублей. Сюда входят: охранные услуги, уборка территории, оплата электричества и т.д.

Важно! Также владельцу парковочного места необходимо платить налог на недвижимость.

Выезд из народного паркинга
Выезд из народного паркинга

Постепенно спрос на машино-места в народных паркингах вырос. Это было связано с обострившейся ситуацией с парковочными местами в городе и работой городских властей по привлечению покупателей.

Меры городских властей по реализации мест в паркингах

Въезд в паркинг, расположенный в Восточном округе
Въезд в паркинг, расположенный в Восточном округе
  • Была начата активная рекламная кампания.
  • В качестве альтернативы автолюбителям предлагалось не купить место, а арендовать его. Арендная плата, как правило, составляет около 2 — 4 тысяч в месяц.
  • Начались работы по проектированию и строительству различных видов паркингов: как дешевых, открытых, так и закрытых, отапливаемых, подземных и механизированных.
Размещение автомобилей в народном гараже
Размещение автомобилей в народном гараже
  • Стали уделять внимание открытию в комплексах различных, удобных для водителей, сервисов: моек, магазинов, технических центров.

Итоговые результаты

Желающие могут посмотреть видео по данной тематике.

За весь период действия проекта было возведено 167 многоэтажных паркингов, рассчитанных на 50 тысяч автомобилей. Договоры долевого участия заключили 19 тысяч автолюбителей.

Наибольшее количество комплексов было построено в ЮВАО и ЮЗАО. Высокий спрос на парковочные места в народных гаражах был отмечен в ВАО и ЦАО (данные представлены на фото).

Все объекты по программе возведены и сданы в эксплуатацию. Компания-застройщик прекратила свое существование. Если возникает вопрос: можно ли еще приобрести место в паркингах, то следует обратиться к уполномоченному агенту по реализации машино-мест.

Объемы строительства по округам Москвы
Объемы строительства по округам Москвы

Программа, по которой возводились новые народные гаражи, закончилась, но проблема, затрагивающая интересы миллионов автовладельцев, осталась.


В избранное
Распечатать

Отзывы и комментарии


Комментировать
Ваша оценка статьи: